Если по Калужской дороге доехать со стороны Москвы до знаменитых Бабенок и свернуть налево, километра через полтора будет старинная деревня Филино. В XIX-начале ХХ столетия она была одним из центров прославившего Подольский уезд токарного промысла.
— В 1882 году, — рассказывает преподаватель центра «Бабенская игрушка» Сергей Виданов, — на выставке в Политехническом музее в Москве была представлена большая коллекция костяных пуговиц филинского мастера Бухарина. Изделия там были разного калибра и размера, многих конфигураций. Да и другие токари, не только из Филина, но и окрестных деревень (Голохвастово, Бакланово, Никольское, Беляево, Малинки, Чириково, Студенцы, Товарищево), специализировались на производстве из кости. Изготавливали, помимо пуговиц, и иные бытовые вещи: держатели для помазков, колечки для детских пустышек. А также игры и игрушки: шахматы, шашки, домино, бирюльки, блошки… Вообще же, обработка кости – это неотъемлемая и существенная часть нашего токарного промысла. Так, в 1933 году Бабенская фабрика произвела 998 тысяч деревянных игрушек и 544 тысячи изделий из кости. Цифры впечатляющие.
С Сергеем Валентиновичем Видановым мы отправились в деревню Филино неслучайно. Вот уже второй год подряд Верхне-Донская археологическая экспедиция Государственного исторического музея ведёт здесь раскопки, имеющие непосредственное отношение к бабенскому промыслу. Несмотря на то, что подъехали мы с утра пораньше, работа у археологов уже в разгаре.
— , — поясняет кандидат исторических наук,сотрудник Воронежского университета Виктор Ковалевский. — Необходимость в этом возникла в связи с планируемой застройкой данного участка коттеджами ДНП «Полесье». В соответствии с законодательством об охране исторического наследия подобное строительство недопустимо без предварительного археологического исследования территории. Раскопки позволили обнаружить остатки старинного поселения, существовавшего здесь в течение XVI-XIX веков. В состав его входила, как свидетельствуют находки, довольно крупная косторезная мастерская.
В самом деле, значительная часть прошлогодних находок – это костяные изделия или заготовки. Их сотни единиц, чаще всего встречаются тонкие спилы, так называемые «таблетки», которые после обработки на станке превращались в пуговицы. Всё это, с одной стороны, говорит о нешуточном масштабе производства, а с другой – ставит вопрос о времени возникновения мастерской. За комментариями мы обращаемся к руководителю археологической экспедиции, кандидату исторических наук Михаилу Гоняному.
— Однозначного ответа пока нет, — размышляет Михаил Иванович. — Большинство предметов из кости обнаружены рядом с постройкой XVI-XVII веков. Обитал ли в ней мастер – неизвестно. Жилище богатое, с погребом, печами, здесь же находим монеты, нательные крестики, другие ценные вещи. Однако в первой четверти XVII века дом сгорел, нельзя исключать, что пожар связан с весьма бурными событиями Смутного времени. Существенно, видимо, и то, что костяные изделия мы находим среди керамики конца XVII, XVIII, XIX столетий. Так что наиболее вероятной датой появления мастерской представляется рубеж XVII-XVIII веков. Более точно скажем, когда выйдем на производственные сооружения, сумеем исследовать инструменты, токарные резцы… Всё это, очевидно, здесь присутствует, ведь токарный промысел (в отличие от гончарного, кузнечного) в пожарном отношении был неопасным, его не выносили за пределы деревни. Так что будем работать, постараемся максимально тщательно всё изучить.
…Возможно, мы находимся на пороге серьёзного научного открытия. Первое известное упоминание о токарях Подольского уезда относится к 1841 году. Правда, уже в 1876-м список мастеров насчитывает 111 человек. Трудно представить, что развитие промысла оказалось столь бурным.
Должна быть некая предыстория, о которой мы пока не знаем. Не исключено, что именно археологи сумеют поведать об одной из важных страниц прошлого родного края.
В минувшем году в раскопках близ деревни Филино вместе с московскими и подольскими специалистами активно участвовали студенты и школьники из Тульской области, нынче к делу подключились воронежцы.
Вместе с ними рассматриваем находки последних дней, фотографируем. А потом небольшой группой снова отправляемся в дорогу.
Главнейшая сегодня забота археологов в Подмосковье, да и в других регионах – интенсивная хозяйственная деятельность.
Если не вести охранные работы, многое из сбережённого землёй культурно-исторического наследия может быть безвозвратно потеряно. Мы уже упоминали, что раскопки в Филино вызваны предстоящей коттеджной застройкой.
Теперь же наш маршрут лежит на трассу Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД). Магистраль пока проектируется, а археологи вовсю занимаются разведками. Так, в одном только нашем районе по линии ЦКАД выявлено 17 памятников. Один из наиболее интересных, курганную группу из шести насыпей рубежа XII-XIII веков, Михаил Гоняный обнаружил буквально накануне.
Сюда-то, в Лаговское сельское поселение, мы и направляемся.
— Удивительно, — делится впечатлениями Михаил Иванович, — найти сейчас на подмосковной земле неизвестную науке курганную группу вятичей практически невозможно. И всё же нам это удалось, что можно считать чудом. К сожалению, за последние десятилетия слишком многое уничтожено, тем бережнее надо относиться к оставшемуся.
Лишь недавно благодаря помощи почвоведов археологи сумели понять смысл и назначение старинных курганов.
Это не просто языческие захоронения, наши предки устраивали насыпи по границам своих полей. И тем самым определённо заявляли: здесь лежат наши пращуры, это наша земля, наша собственность. Со временем участок пустел: почвы-то бедные. Земля «отдыхала», и люди возвращались, подтверждая свои права давними могилами. Так что любой курган – это ещё и юридический документ. А спустя столетия – также и исторический.
При раскопках курганной группы, уверен Михаил Гоняный, можно найти много интересного. Ведь наши предки-язычники хоронили своих покойников торжественно, с тризной, в богатых нарядах, с украшениями – семилопастными подвесками, пластинчатыми браслетами, серьгами, усами… Крупные насыпи были семейными захоронениями, при тщательном их исследовании можно выявить и этапы формирования кургана.
Впрочем, по убеждению археологов, памятники вовсе не обязательно раскапывать, тем более, что занятие это весьма дорогостоящее. Гораздо разумнее договориться с проектировщиками о том, чтобы дорога прошла в
стороне. А вот окрестную территорию необходимо исследовать самым аккуратным образом. Ведь неподалёку, скорее всего – на берегу близлежащей балки, должно находиться селище, жители которого и насыпали когда-то курганы. Да и другие ценные находки не исключены.
Студенты под руководством опытных специалистов, выстроившись с интервалом в 20 метров, приступают, если использовать профессиональную терминологию, к линейно-групповому поиску.
Земля подольская по сию пору хранит немало загадок и тайн, раскрывать которые и предстоит учёным-археологам.
Ростислав ЛАЗАРЕВ.
Фото Владимира Иванченко.
Газета «Земля Подольская» №28 (500) от 23 июля 2009 года