Дух самоотвержения и любви / 150 лет Поливановской учительской гимназии

Здание Поливановской учительской школы в усадебном доме

К началу 70-х годов усадьбой Поливаново владела внучка героя войны 1812 г. – генерала от инфантерии Д.С. Дохтурова – помещица Давыдова Юлия Сергеевна. Она сдала часть зданий вместе с усадебным домом и 15 десятинами земли в аренду Московскому губернскому земству под зем- скую учительскую школу сроком на 6 лет по 1500 руб. в год. Земство произвело большой ремонт усадебного дома, устроило в здании домовую церковь, вырыло пруд за парком и 15 августа 1871 года (по старому стилю) открыло учительскую школу.

ПОЛИВАНОВО И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ

Вся усадьба состояла из главного каменного двухэтажного, с четырьмя круглыми башнями по углам, помещичьего дома, по обеим сторонам которого расположены два небольших деревянных одноэтажных флигеля, и другого, меньшего каменного двухэтажного дома, стоящего по другую сторону дороги. В этом каменном доме в нижнем этаже устроены были кухня, прачечная и 4 отдельные комнаты с русскими печами для прислуги, необходимая кладовая и такой же маленький погреб, а верхний этаж разделен во всю длину коридором, из которого двери по обе стороны вели в 8 низеньких комнат, каждая с особой печью.

Чтобы приспособить эти строения к потребностям учительской школы, сохранив за нею семейный педагогический характер закрытого учебного заведения, необходимо было сосредоточить в главном здании все помещения для воспитанников: 3 класса, рекреационный зал, столовую и спальни, а также квартиры директора и наставников.

Выдающийся русский педагог и публицист, организатор земских школ барон Николай Корф, посещавший Поливаново, писал: «В Поливанове вы подъезжаете к учительской школе леском с лужайками; перед вами живописно извивающаяся река и на возвышенном берегу ее весьма изящное каменное здание, арендуемое земством, а за ним стелется прекрасный парк. Внутри здания все чрезвычайно просто, но в высшей степени удобно и при дешевизне устройства изящно: квартиры директора и двух учителей сообщаются с помещениями для воспитанников, которые устроены вполне комфортабельно при всей простоте».

Пётр Михайлович Цейдлер

УЧИТЕЛЯ И НАСТАВНИКИ

В качестве директора школы был приглашен известный педагог, действительный статский советник Петр Михайлович Цейдлер, бывший тогда директором Петербургской педагогической гимназии. По рекомендации директора избраны в наставники школы два старших преподавателя того же учебного заведения: Николай Исидорович Мясоедов – по математике, физике и естественной истории, и Генрих Иванович Шнель – по географии и истории политической. Этот педагогический со- став школы пополнился впоследствии законоучителем – протоиереем Валентином  Николаевичем  Амфитеатровым, выпускником Московской духовной академии, бывшим в последнее время смотрителем Мещевского духовного училища в Калужской губернии.

Сельский учитель – это лучший, образцовый человек в общине, развитию которой он должен содействовать в ее нравственном и материальном быте. В помещении школы нет роскоши или богатства, но нет и казарменности; расположение квартир воспитателей такое, что воспитанники живут как бы одной семьей с ними, и те и другие видят и слышат друг друга беспрестанно. Быт воспитанников: их пища, одежда, обувь, белье, постели – все это по своей стоимости соответствует средствам сельского учителя и не противоречит обычаям сельского населения.

БЫТ И РАСПОРЯДОК

После утренней молитвы воспитанники пили чай (вприкуску, с черным хлебом). В 8 часов начинались уроки и с коротким промежутком продолжались до 12 часов, т.е. до обеда, состоящего из двух блюд, в основном щей и каши. После отдыха начинался урок, продол- жавшийся от 2 до 4 часов. В 5 часу повторялся чай, а с 6 часов все садились за самостоятельные работы, заданные к следующему дню. В 9 часов, за ужином, подавались те же два блюда, которые готовились на обед. После вечер- ней молитвы желающим разрешалось заниматься еще час, но к 11 часам все должны были быть в своих постелях. Законоучитель и два наставника поочередно оставались с воспитанниками по два дня в неделю, воскресный день вы- падал на очередь директора.

Одежда учеников школы состояла из серой блузы с кожаным кушаком, черных суконных шаровар и высоких сапог. На летнее время блузы и шаровары делались из гладкой коричневой шведской холстинки. Верхняя одежда – черная суконная фуражка с козырьком, синяя суконная чуйка на толстой байке и вате с воротником из тканой шерстяной овчинки и желтый башлык из верблюжьего сукна. Спали они на парусинных мешках, набитых соломой, покрытых простыней и шерстяным одеялом, по- душки были набиты пером. Кровати железные, у каждой шкафчик для хранения личного имущества.

Законоучитель и оба наставника имели в классе по два четырехчасовых урока в неделю, и вечером накануне своего урока приходили в класс, чтобы руководить и в случае нужды помочь ученикам в приготовлении заданных ими к этому уроку самостоятельных работ. Стояла задача подготовить учеников постепенно к самостоятельным работам, чтобы если не на второй, то на третий год они могли уже изучать предметы без непосредственного преподавания, пользуясь только указаниями и частными объяснениями наставников.

ОСОБЫЕ ЗАДАЧИ

Воспитатели ставили себе общую задачу – постепенно выработать характер, соответствующий званию сельского учителя. При этом обращалось особое внимание на развитие в них следующих четырех качеств: устойчивости в труде, правдивости и добросовестности в исполнении обязанностей, благодушия, любви евангельской, самой широкой, привычки к порядку, правильности и спокойной последовательности.

Поливаново в те годы было культурным центром, объединяющим таких ярких представителей российской интеллигенции, как поэт А.Н. Майков, основатель экономической статистики, профессор Московского университета А.И. Чупров, издатель М.О. Вольф, детская писательница А.А. Пчельникова. Всего 3 года просуществовала Поливановская учительская школа, но за эти годы было сделано много. Идеология, заложенная в основу подготовки тысячи народных учителей, выпущенных учительской школой, а затем с 1874 г. учительской семинарией, была создана первыми директорами Петром Цейдлером и Александром Гольденбергом и законоучителем Валентином Амфитеатровым. «Учительство не выучка, учительство – апостолат… И если бы мне удалось вдохнуть этот дух самоотвер- жения и любви хотя бы в пятерых или шестерых из приготовленных мною юношей, это было бы самым лучшим, о чем я бы мог мечтать». Золотые а, не теряющие своей актуальности.

Авторы статьи Сергей Нестеров, Елена Беляева, опубликована в газете «Подольский рабочий» № 61 от 10 сентября 2021 года.