Мой собеседник – главный архитектор Подольского муниципального района Виктор Федорович Свечкарев, заслуженный архитектор Московской области. Его трудовой стаж в районе начался в 1981 году в отделе главного архитектора исполкома Подольского райсовета. Он был не только свидетелем, но и непосредственным участником всех преобразований, происходивших в районе в последующие годы. Автор проектов целого ряда зданий, сооружений, памятников и памятных знаков, скверов, парков, расположенных на территории района, в том числе парка строителей в п.Шишкин Лес. С его участием наш район один из первых разработал схему территориального планирования. В общем, тот человек, который может ответить на вопросы о прошлом, настоящем и будущем Подольского района.
– Виктор Фёдорович, хочу начать нашу беседу с переломного момента для нашей страны – 1991 года. Перестройка обнажила массу проблем. Наряду с реформированием сельскохозяйственной отрасли, которая ставила тружеников земли в невыносимые условия, и, по сути, привела к развалу сельского хозяйства, еще и существовала проблема жилищного строительства. И вот на пике этих двух проблем сходились интересы города и района. В городе Подольске в 1991 году насчитывалось более 17000 очередников, так как строительная отрасль, как и все государство, находилась в бедственном положении, а строительство многоэтажного жилья осложнялось невозможностью развития инженерного обеспечения из-за нехватки средств.
Глава города А.В.Никулин на совещании по проблемам обеспечения социального развития города, предложил решить проблему жилья пригородным строительством 1-2 этажных домов с отводом до 15 соток земельных наделов каждой семье. Для этого использовать земли близлежащих, органически связанных с городом сел и деревень: Сальково, Плещеево, Стрелково, Жданово, Покров, Бережки, Северово, Бородино, Докукино, Кузнечики. В случае воплощения этого замысла 20 тысяч подольчан смогли бы обзавестись собственным жильем. Однако осуществление этого плана осложнялось тем обстоятельством, что для этих целей пришлось бы использовать 2 тысячи гектаров земельных угодий, находящихся в обороте совхозов, которым в свою очередь пришлось бы сократить 2000 голов дойного стада.
С целью компенсации предлагалось предоставить Подольскому району для восполнения кормов и их заготовки земельные угодья в менее густонаселенных районах области – Наро-Фоминском, Чеховском и Можайском. Положение руководителей района осложнялось еще и тем, что в данном совещании принимал участие председатель исполкома областного Совета народных депутатов А.С.Тяжлов и это предложение было, по-видимому, с ним согласовано. Каким-то невероятным образом глава Подольского района (а тогда председатель Подольского районного Совета народных депутатов) Н.П.Москалев отстоял эти земли. Сегодня городские власти решают жилищную проблему за счет многоэтажного строительства, но вскоре эти ресурсы закончатся, и тогда вновь наступление на район?
– Действительно в 90-х годах, когда строительство государственного жилья как в стране, так и в Подольском регионе практически прекратилось, была такая проблема. Со стороны администрации г. Подольска, с поддержкой Правительства Московской области были настойчивые просьбы о выделении городу из прилегающих к городу земель участков для размещения малоэтажного индивидуального жилья. Но Николай Петрович Москалев занял принципиальную позицию, которая заключалась в том, что Подольский район готов предоставить нуждающимся в жилье участки для индивидуального жилищного строительства, но земли эти будут выделяться не городским администрациям, а конкретным гражданам, по ходатайствам предприятий и организаций, на которых такие граждане работают. Для решения жилищных проблем жителей городов Подольска, Климовска, Щербинки, Троицка, походатайствам предприятий, выделялись участки для индивидуального жилищного строительства, с условием, что по завершению строительства индивидуального жилого дома то жилье, которое граждане имели в пользовании на момент выделения земельного участка, они передадут для повторного заселения. Это помогло бы улучшить жилищные условия значительному количеству семей горожан. Таким образом, городским жителям Подольского региона было выделено около 2 тысяч гектаров. Но, к сожалению, экономическая ситуация, в которой находилась наша страна вплоть до нового тысячелетия, обусловила большое количество незавершенного индивидуального жилищного строительства.
Не последнюю роль в этом сыграл и дефолт 1998 года. На территории района целые кварталы брошенных строек зияли «бойницами» пустых, как во время войны, окон. Последствия этих событий до сих пор имеют место почти в каждом поселении, в каждом населенном пункте. Только в последнее время, когда наша страна стала подниматься в экономике, сдвинулась с мертвой точки и проблема незавершенного индивидуального жилищного строительства.
– Эти преобразования, я имею в виду отвод большого количества земель под индивидуальное жилищное строительство, соответствовали планам развития района или, как и все в годы перестройки, происходили спонтанно?
– Немного истории. Практически до настоящего времени, в градостроительной деятельности мы руководствовались Схемой районной планировки – это документ градостроительного характера, который определял развитие территории Подольского района на достаточно длительный срок. Учитывая, что Подольский район как муниципальное образование является сельским районом, то и в то время в основе развития района лежало коллективное сельское хозяйство, а это обуславливало несколько другой подход к решению градостроительных задач. Предполагалось, что сельскохозяйственные предприятия превратятся в некие «промышленные узлы» по производству и переработке сельхозпродукции. Предполагалось, что обустройство каждого села, каждой деревни экономически затратно, и более целесообразно сельских жителей, работников сельхозпредприятий, размещать в наиболее развитых населенных пунктах, как правило, это производственные центры сельхозпредприятий и центральные усадьбы. Некоторые деревни, отдаленные, немногочисленные, были признаны неперспективными (таких в районе насчитывалось около 18-ти). Деревни Дмитрово, Тетеринки, Акулово, Заболотье, Чернецкое и др., в которых постоянно проживало 2-3 человека, со временем должны были исчезнуть. К счастью эти положения не были воплощены в жизнь.
В начале 80-х годов коллективное сельское хозяйство страны уже не справляется с обеспечением населения продуктами питания, и принятой в то время продовольственной программой предусматривалось дальнейшее развитие коллективного садоводства. В 85-86 гг. институтом Генпланов Мособлсполкома (сегодня это НИиПИ градостроительства) были внесены изменения в Схему районной планировки, с формированием зон размещения коллективных садов и на территории Подольского района. Значительные территории района в Роговском, Кленовском, Вороновском, Михайлово-Ярцевском, Лаговском сельских округах были предусмотрены и в короткие сроки предоставлены для ведения коллективного садоводства. Это тяжело сказалось на системе расселения. На территории района в то время постоянно проживало около 70-ти тысяч человек, а сезонно, в весенне-осенний период, в 350-400 коллективных садов, суммарным количеством участков 50-60 тысяч, приезжало и приезжает 250-300 тыс. человек. Это сильно влияет на экологическую ситуацию в районе, дает пиковые нагрузки на территорию Подольского района и по сей день.
В 90-х годах в нашей стране менялся социальный строй, возникали новые земельные отношения, проходило переустройство экономики, что привело к некоторой «градостроительной неразберихе». Была утрачена культура градостроительной деятельности, утрачен кадровый состав проектировщиков-градостроителей, утрачены действенные контрольные функции в строительстве. Лозунг «что не запрещено, то разрешено» привел общество к вседозволенности, в том числе и в плане застройки территорий.
Нельзя сказать, что в тот период вообще отсутствовала планировочная документация на застройку тех или иных территорий, но качество такой документации, продуманность, градостроительная целесообразность оставляли, мягко говоря, желать лучшего.
В 1998 году администрация района провела анализ осуществления застройки территории Подольского района. И оказалось, что в большинстве поселений застройка шла по принципу коллективных садов, упрощенно, как поселений сезонного проживания, без учета перспективы инженерного благоустройства, создания социальной инфраструктуры. А это ошибочно. При застройке населенных пунктов мы не должны забывать об объектах социального назначения. Куда в дальнейшем дети пойдут учиться, где будут содержаться дети младшего возраста, где будут обслуживаться пенсионеры, словом, должно быть предусмотрено все – от булочной до больницы. По результатам такого анализа главой района был принят ряд постановлений, регламентирующих градостроительную деятельность, восстанавливающих должный порядок в градостроительстве. И мы постепенно выходим из этой ситуации.В 2002 году администрация заключила договор с ГУП МО НИИПРОЕКТ, который проанализировав существующую градостроительную ситуацию, определив перспективы дальнейшего развития района, его роль и место на территории Московской области, с учетом положений нового Градостроительного кодекса РФ, разработал проект Схемы территориального планирования Подольского муниципального района.
За прошедший сложный период, при всех негативных процессах нам удалось сохранить сельский уклад района, благополучную экологию, мы сохранили наши 42% лесов. Это позволило нам положить в основу Схемы территориального планирования концепцию сохранения территории Подольского муниципального района как сельскохозяйственно-рекреационной (предназначенной для отдыха) зоны Московской области.
Безусловно, мы планируем развивать наши населенные пункты, это естественный процесс, но будем делать это аккуратно, с «хирургической» точностью. Практически для каждого населенного пункта предусмотрена территория под развитие, куда придет молодое поколение, придут инвесторы, которые удовлетворят не только свои потребности в жилье, но и уверен, вдохнут новую жизнь в населенный пункт. Там где идет стройка, там строятся дороги, решаются вопросы инженерного обустройства территории, кипит новая жизнь. Где это возможно и целесообразно, для обеспечения жителей района достойными рабочими местами, Схемой территориального планирования предусматривается строительство компактных, экологически чистых, безвредных производств.
– Расскажите, а как за годы вашей работы изменился облик района?
– Я не увязываю это только с моей деятельностью, но за последнее время территория района изменилась разительно. Градостроительство – достаточно затратная отрасль. И благодаря всем тем процессам, которые происходили в нашей стране и о которых мы с вами говорили ранее, к началу XXI века эта отрасль находилась в достаточно сложной ситуации. Если раньше в задачи местных органов власти входили, в основном, контрольные и координирующие функции (весь жилищный фонд, объекты соцкультбыта находились у предприятий), то сегодня администрация района – это очень большое «многоотраслевое предприятие».
В 90-х годах администрация была вынуждена заниматься самым необходимым, вопросами выживаемости. Не хватало тепла, не хватало воды, инженерные сети изношены до предела. При весьма скромном бюджете администрация была вынуждена решать насущные проблемы нормального проживания на территории района, уж какие тут планы развития. Благодаря жесткой позиции администрации, главы района, удалось не только сохранить все, что имелось (к примеру, мы не утратили ни одного детского сада, школы, клуба), но и шаг за шагом, год за годом укреплялась инженерная инфраструктура района, развивались связь, газоснабжение, велось дорожное строительство. Словом удалось не только сохранить имеющееся, но и развиться.
Сегодня в районе ведется полномасштабное социально-культурное строительство. Строятся и реконструируются дома культуры, школы, детские сады, спортивные центры и школы искусств, больницы и амбулатории. Решаются вопросы очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, расселения ветхого жилищного фонда. В каждом поселении планируется строительство муниципального жилья, в таких объемах, которых не было ранее в самое благоприятное время.
– Вами была составлена карта района, на которой отмечены все памятники истории, культуры, садово-паркового искусства. В каком состоянии сегодня историческое наследие, что нами утеряно уже безвозвратно, а что удалось восстановить буквально «из пепла»?
– Так сложилось, что во всем мире наиболее старинные памятники архитектуры – это культовые сооружения, соборы, храмы, церкви и т.д. К сожалению, был период времени, когда в нашей стране проповедовался атеизм, мы разрушали свои церкви и храмы.
В 80-х годах на территории Подольского региона действовало всего три православных храма, включая Троицкий собор в г. Подольске. В церквях где-то были зернохранилища, где-то склады. Некоторые из них были утрачены практически полностью. Например, в деревне Товарищево остался только остов от колокольни. Утрачен храм в деревне Покровское. Но в последнее время очень многие памятники у нас возрождаются.
Церковь знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах – памятник мирового значения, раньше огороженный глухим забором. Туда невозможно было попасть, но если заглянуть за ограду, можно было видеть отвалившиеся элементы декора, запущенность, разруху.
Посмотрите, как сегодня выглядит и сам храм, и прилегающая территория. Со всей области едут сюда молодожены венчаться. На территории района сегодня не только восстанавливаются старые храмы, но и строятся новые. Например, в поселках Шишкин Лес и Львовский, которые, в основном, застраивались в советское время и в силу исторических причин храма не имели.
Теперь же в поселке Шишкин Лес уже практически завершается строительство церковного комплекса, а в п. Львовский ведется строительство красивого православного храма.
– И снова вернемся в день сегодняшний. Одной из главных проблем Московского региона является транспорт. Наши дороги уже не могут «переварить» того количества машин, которым владеет население.
Правительство Московской области приняло решение о строительстве центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), как она пройдет через наш район?
– Экономика центральной части России, да и всей России, несомненно, зависит от транспортных связей. Наличие качественной дорожной сети с соответствующим дорожным покрытием, инфраструктурой, информационным обеспечением, словом, которая соответствовала бы современным стандартам – это одна из составляющих дальнейшего всестороннего развития любой территории, в том числе и Подольского района.
Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД) будет, в основном, повторять существующую автодорогу Малое Московское кольцо, которую в народе называют бетонкой. ЦКАД – это, как говорят на западе, «автобан», обеспечивающий скоростной режим движения транзитного автотранспорта, с соответствующими современными техническими решениями проложения, с многоярусными развязками.
По территории Подольского района участок прохождения ЦКАД составляет около 40 км, с шириной движения до 8 полос (по 4 полосы в каждую сторону). В первом варианте часть трассы проходила практически по оси существующей автодороги ММК. В неком надземном варианте пересекала такие населенные пункты, как п. Шишкин Лес, деревня Дешино и др. Изначально администрация района настаивала на том, чтобы проектируемая трасса не затрагивала не только населенные пункты постоянного проживания, но и территории коллективных садов. При согласовании мы пытались максимально учесть интересы нашего населения. Вместе с проектировщиками нам удалось выбрать вариант прохождения ЦКАД, который устраивает и согласован со всеми заинтересованными сторонами и организациями: с сельскими администрациями и предприятиями, с представителями лесного и охотничьего хозяйства, с населением.
Учитывая пожелания жителей, у п. Шишкин Лес трасса ЦКАД была смещена на север и пошла в обход самого поселка, деревень Дешино, Терехово, Чириково. У поселка Львовский трасса пройдет севернее промышленной зоны поселка, где находятся ПЗЦМ, УМ-10. При согласовании трассы предусмотрено устройство съездов, путепроводов, прогонов для скота и диких животных. Реализация этого грандиозного проекта даст мощный толчок в развитии территорий, примыкающих к автодороге. Только рабочих мест планируется получить в узлах ускоренного развития около 60 тысяч. А старая «бетонка», которая в будущем тоже будет реконструирована и расширена до 4-х полос, останется для транспортного обеспечения местного значения, т.е. автобусного движения и т.д. На сегодня прошли согласования трассы ЦКАД с целью определения инвестиций. Следующий этап – «детальное» проектирование.
– Каким вам видится будущее Подольского района?
– Хотелось бы, чтобы наш район сохранил привычный статус сельского и, надеюсь, что судьба избавит нас от высотного строительства. Даже пятиэтажный дом для сельской местности – это нонсенс. Человек должен жить на земле.
Мы приложим все усилия к тому, чтобы Подольский район был застроен красивым и качественным, подчеркну не элитным, а качественным жильем, с нормальными условиями проживания, с развитой инфраструктурой, с хорошими дорогами и объектами социально-культурной сферы, с точками приложения труда.
Хотелось бы, чтобы развивалось наше сельское хозяйство, чтобы человек, который занимался им полжизни и, как говорится, «прикипел», мог работать тем же механизатором, животноводом, чтобы это давало нам качественные продукты питания. Чтобы было где приложить свой труд и тем, кто далек от сельского хозяйства, на расположенном рядом компактном современном, экологически чистом предприятии. Хотелось бы достойной, благополучной жизни всем жителям района. Мы к этому стремимся. Должны быть светлые, красивые селения, ухоженные, благоустроенные, чтобы они были различимы, чтобы имели свое лицо, сохраняя при этом наши традиции.
Беседу вела Е. Пантелеева
Из книги «Созидатели. Страницы истории строительного комплекса Подольского региона региона», 2007 год