Слова, вынесенные в заголовок, выбиты на памятнике, который установлен на так называемом «гагаринском старте», на месте запуска первого искусственного спутника Земли. Безусловно, великие учёные и конструкторы (К. Э. Циолковский, С. П. Королёв) внесли выдающийся вклад в освоение космоса, и всё же понятие «гений советского человека» гораздо более широкое. Оно соединяет стремления и усилия миллионов наших соотечественников: руководителей партии и правительства, министров и военачальников, директоров заводов, инженеров и рабочих, офицеров и солдат. Сегодня расскажем об одном из участников «дерзновенного штурма».
Академик Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, член президиума Федерации космонавтики России, заслуженный испытатель космической техники Юрий Михайлович Тимченко родился незадолго до войны (16 декабря 1939 г.) в Подольске в семье простых тружеников.
Детство и школьные годы прошли на клёновской земле, в деревне Киселёво. Вплоть до седьмого класса учился в Куриловской школе, каждый день ходил за знаниями пешком. В Курилово тогда располагался детдом, и его воспитанники, потерявшие в Великую Отечественную родителей, восхищали своей дисциплиной и серьёзным отношением к жизни. Десятилетку Юрию довелось заканчивать в Воронове, благо при школе был интернат. На всю жизнь остались самые добрые воспоминания о великолепном педагоге и замечательном директоре – Василии Васильевиче Рощине. Пожалуй, именно от него получил Тимченко непреходящий интерес к истории. Патриот своего дела, Юрий Михайлович готов часами, вплоть до мельчайших подробностей, рассказывать о героической, а зачастую и трагической эпопее покорения космического пространства.
Хотя в 1957 году, завершая среднее образование, о космосе Юрий не помышлял. Правда, стремление ввысь уже сформировалось: как и многие сверстники, парень увлекался техникой, серьёзно подумывал об авиационной карьере. А тут и случай соответствующий представился. Школа большое внимание уделяла профориентации, не раз ездили на подольские заводы, знакомились с рабочими специальностями. А где-то за месяц до выпуска на встречу с десятиклассниками пришёл представитель военкомата. Естественно, прозвучал вопрос, есть ли желающие связать судьбу с армией. «Хочу посвятить себя авиаделу», – тут же откликнулся Юрий. И вскоре, пройдя комиссию, получил направление в Серпуховское военное авиационно-техническое училище спецслужб. Экзамены сдал успешно, и уже 1 сентября курсант Тимченко приступил к учёбе.
Название училища не должно вводить в заблуждение, спецслужбы здесь упоминаются не в общепринятом значении, а в сугубо отраслевом. Стал бы Юрий Михайлович техником по электроспецоборудованию самолётов, однако в дело вмешались значительные исторические процессы. Как известно, запуск первого искусственного спутника был осуществлён 4 октября 1957 года в самой тесной связи с разработкой межконтинентальных баллистических ракет, способных донести термоядерный заряд до территории вероятного противника. Срочно создавались ракетные войска, и вначале было не совсем понятно, куда их отнести: к артиллерии ли, к авиации… Серпуховское училище резко сменило профиль, и уже 1 сентября 1958 года курсанты начали изучать баллистические ракеты.
В 1960-м Юрий Тимченко окончил училище с отличием, без единой четвёрки. Так что у молодого техника-лейтенанта было право выбора, куда распределиться. Особо не раздумывая, назвал Московский округ и получил конверт с направлением в Козельскую дивизию. Но в самом Козельске пробыл всего неделю. А дальше как в песне: «Обними мамашу, обними папашу и бери билет на Тюра-Там». Железнодорожная станция Тюра-Там – это несколько десятков километров от строго засекреченного объекта – полигона Байконур. Здесь дислоцировался один из полков Козельской дивизии, здесь для Юрия Тимченко начались армейские будни. Связаны они оказались с испытаниями первой в мире пусковой шахтной установки и пуском создававшейся под руководством академика Янгеля ракеты «Р-16». Работа чрезвычайно ответственная и трудная, порой смертельно опасная. Хуже всего, что нередко аварии и катастрофы вызывались неоправданной спешкой и конкуренцией между разными КБ. Как бы то ни было, после многочисленных подземных и наземных стартов «Р-16» была доведена до боевой готовности и в 1963 году принята на вооружение. После чего полтора десятка лет верой и правдой служила обороне страны.
В подготовке первого полёта человека в космос Тимченко непосредственно не участвовал, однако ему вместе с товарищами довелось соприкоснуться с этим событием. О предстоящем полёте Гагарина знали, более того – трасса выведения корабля проходила прямо над военным городком. Накануне запуска всех выселяли, так что уже в семь утра были в степи. Откуда и наблюдали за ходом истории.
В 1963-м Тимченко продолжил учёбу. К этому времени приобрёл немалый опыт, да и авторитет был изрядный. В подчинении у Юрия Михайловича находились не только рядовые, но и десяток таких же, как он, лейтенантов, да к тому же у некоторых уже высшее образование было. Так что – учиться и учиться. Поступил в одно из лучших в Советском Союзе Харьковское высшее военное авиационно-инженерное училище. Окончил его также с отличием. Службу продолжил в уже знакомом Козельске. И вновь молодой офицер проявил незаурядные организаторские способности, продвинувшись за короткое время до заместителя начальника оперативного отделения дивизии.
Правда, дальнейшие обстоятельства вернули Тимченко в Харьков, где стал он военпредом в конструкторском бюро. Здесь в то время сложился один из важнейших центров советской космической отрасли, потерю которого Россия остро ощущает до сих пор. Оказался Юрий Михайлович в самой гуще жизни, занимался вместе с коллегами разработкой систем управления ракет-носителей. «Союз», «Протон», «Зенит» — названия эти были на слуху не только у нас в стране, но и во всём мире. А стоял за этой известностью напряжённый труд многих тысяч людей. Был в общем результате и личный вклад Юрия Тимченко. К примеру, когда готовился совместный полёт «Союза» и «Аполлона», полгода не вылезал с космодрома. Потом уже выяснилось, что в Куйбышевском КБ «усовершенствовали» всего одну деталь, а в результате ракета стала взлетать значительно выше заданных параметров. Пришлось «попыхтеть», пока разобрались в чём дело. Вообще, космическая техника – это чрезвычайно широкая производственная кооперация, и работа в отрасли даёт неоценимый опыт. Который в скором времени в полной мере понадобился Юрию Михайловичу Тимченко.
Отучившись (вновь с отличием) в Военной академии им. Ф.Э. Дзержинского, он был принят в центральный аппарат Министерства обороны СССР. В обязанности секретаря государственной комиссии по проведению лётных испытаний ракет-носителей входила разработка оперативных планов и координация взаимодействия всех военных округов и всех родов войск при запуске спутника. Причём дважды: при выведении на орбиту и при возвращении из космоса. Самое деятельное участие принимал Тимченко в последнем крупномасштабном советском космическом проекте «Энергия»-«Буран». 15 ноября 1988 года длительная кропотливая работа увенчалась блестящим приземлением многоразового космического корабля.
Увы, общее развитие страны шло уже в ином направлении. Распад СССР ударил по «космосу» в полную силу. Достаточно вспомнить, что в соответствии с соглашением между странами – участницами СНГ общесоюзное имущество перешло в собственность суверенных государств. Соответственно, космодром Байконур отошёл к Казахстану, и потребовалось срочно «разруливать» возникшую ситуацию.
И вновь пригодился многолетний опыт полковника Ю.М. Тимченко. При увольнении в запас коллеги по службе составили благодарственный адрес, в котором есть такие слова: «За время совместной работы в деле создания, развития и совершенствования Военно-космических сил мы постоянно чувствовали вашу доброжелательность, творческую инициативу и ответственное отношение к успешному выполнению поставленных перед нами задач. Все, кто с вами общался, особенно ценят вашу человеческую доброту, доступность, надёжность, умение держать слово, готовность оказать содействие в преодолении возникающих трудностей». Все эти качества нашли применение на новом месте работы – в министерстве по сотрудничеству со странами СНГ. По поводу Байконура с Казахстаном было заключено 28 соглашений, в том числе основной договор, подписанный президентами Ельциным и Назарбаевым…
Тимченко прослужил в Вооруженных Силах более 35 лет, пройдя ступени армейской жизни от лейтенанта, начальника отделения на космодроме «Байконур», до полковника — заместителя начальника оперативного управления Военно-космических Сил.
Где бы ни служил или работал Юрий Михайлович, он считал своим долгом активно участвовать в общественной деятельности по сохранению исторического наследия отечественной космонавтики, в увековечении памяти тех, кто стоял у истоков создания первой Космической гавани России.
Будучи избранным в члены Президиума Федерации космонавтики России, он осуществлял огромную работу по патриотическому воспитанию молодежи. Был одним из инициаторов и осуществлял непосредственную организацию посещений учащихся и студентов из различных регионов России комплекса «Байконур».
Скончался на 71 году жизни 4 февраля 2010 года.
Очевидно, лишь два праздника, рождённых в советскую эпоху, останутся навсегда: День Победы и День космонавтики. Именно сегодня представляется уместным обратиться к словам признательности, направленным в адрес Юрия Михайловича Тимченко группой лётчиков-космонавтов СССР: «Благодарим вас за самоотверженный труд, который вложили вы в важное и славное дело покорения космоса». Слова эти по праву относятся ко всем выдающимся и рядовым ветеранам космической отрасли, ко всем, кто воплотил в жизнь «гений советского человека».
Статья подготовлена по материалам газеты «Земля Подольская» (авт. Р. Лазарев) под редакцией Е. Пантелеевой